Была когда-то такая команда в
кавалерии перед атакой. Вспомнилась
при чтении статьи Владимира Бушина
«Наплевать и забыть?», опубликованной
в №21 «Литературной газеты» в честь
90-летия выхода романа Фурманова «Чапаев».
Статья у Бушина получилась не
столько о самом романе, сколько о фильме
«Страсти по Чапаеву». Досталось фильму
и его авторам изрядно, разобрали по
косточкам. Мне этот фильм тоже не
очень-то, но и возражения уважаемого
В.Бушина особого восторга не вызвали.
Естественно сопоставляются два фильма
о Чапаеве: Васильева «Чапаев» и
Володарского «Страсти по Чапаеву».
Первый – хорошо, второй – плохо, и эти
два факта должны послужить уроком
любому крохе, спросившему «что такое
хорошо и что такое плохо». Вот с хорошего
я и начну, «придираясь» так же, как и
В.Бушин, с «шашкой наголо» и «пикой» в
руке.
Знаменитая сцена атаки белых в фильме
«Чапаев» (Васильев эту сцену особенно
любил и сам в ней участвовал в форме
белого офицера): офицеры в чётком строю
- красиво идут каппелевцы… В форме
марковцев. Известно, что у белых
сохранялись традиции царской армии –
у каждого полка была своя особая форма.
Ночной бой в Лбищенске. К дому, с чердака
которого садит по белякам из пулемёта
Чапаев, подъезжает броневик и палит из
двух пулемётов по Чапаеву. Это – броневик
советского производства 30-х годов.
Таких у белых казаков, надо полагать,
не имелось. Иллюстрация к статье В.Бушина
– кадр из фильма «Чапаев»: артист
Бабочкин стреляет из пулемёта «Максим»,
прищурив правый глаз… Чапаев был
левшой?.. Нормальные стрелки прищуривают
левый глаз, целясь. И потом: ночью, из
пулемёта, очередями, по атакующим цепям
– целясь левым глазом?.. В правый глаз
атакующего?.. Или ему в переносицу?..
Абсурд. Кстати, у пулемёта «Максим»
прицела даже и не имелось. Это кроме
того, что командир дивизии автоматически
должен бы был организовать очаги
сопротивления, а не палить из пулемёта,
как заурядный боец-красноармеец (куда
Анка-пулемётчица подавалась). Эта сцена
в обоих фильмах впечатляет… Художественный
образ… Такой же, как и очень трогательный
рассказ, от имени В.Бушина, о неком
мальчике 34-го года, десять раз кряду
смотревшем фильм «Чапаев», обливаясь
слезами и не веря, что Василий Иванович
утонул. Десять раз тот мальчик покупал
билеты в кассе и вновь и вновь смотрел
фильм: а вдруг на этот раз выплывет
Чапаев?!.. И где же тот мальчик взял
столько денег на билеты?.. Реальным
детям их родители давали денежку только
на один киносеанс…
Перейдём к «Страстям по Чапаеву», и
заодно и к самому комдиву Чапаеву – по
образцу и подобию статьи В.Бушина. Вдруг
оказалось: анекдоты о Василии Ивановиче
и Петьке отправились разгуливать по
России с благословения… Радзинского,
Сванидзе, Познера, Млечина и других
подрывателей основ государства… Но в
60-е годы прошлого века ни об одном из
этих подрывателей основ и слыхом слыхать
не было, а анекдоты о Чапаеве, его верном
ординарце Петьке и доблестной
Анке-пулемётчице потешали народ вовсю.
При этом никто всерьёз оскорбительно
о Чапаеве не отзывался – его продолжали
любить и уважать, как героя. Анекдоты
в то время рассказывали и о «любимом и
дорогом» Ильиче Брежневе, но этого в
народе не уважали, а о какой-то там любви
и речи быть не могло.
К анекдотам о Чапаеве Владимир Бушин
запросто пристегнул и… лейтенанта
Шмидта: «…От непомерной игривости Ильф
и Петров пустили в шутейский оборот
«детей лейтенанта Шмидта». Над кем
потешались! Над памятью человека,
который поднял восстание против
деспотизма!» Ну, насчёт деспотизма это
ещё вопрос, а вот «потешались»… Не над
Шмидтом смеялись, а над простачками
чинушами, развешивающими уши перед
жуликами и над самими жуликами,
использующими один из бендеровских
способов «сравнительно честного отъёма
денег». Писатели Ильф и Петров взяли
сюжет о «детях лейтенанта Шмидта» из
уголовной хроники. Так что если кто-то
и издевался над пламенным Шмидтом, то
как раз жулики, а не писатели. Как только
их во «враги народа» не записали и в
ГУЛАГ не запечатали. Заодно с теми, кто,
как пишет В.Бушин: «…освобождение от
фашизма представили оккупацией». С
момента падения Берлина официально в
документах так и писали: «Группа
советских оккупационных войск в
Германии». Так и значится в почётной
грамоте моей матери, подписанной лично
Чуйковым в Германии.
Исполнявший роль Чапаева артист
Стрельников заявил, пишет В.Бушин: «То,
что мы рассказываем, очень близко к
исторической правде» Вам лучше бы не
трогать даже бытовую, житейскую правду».
Далее в статье перечислены примеры сей
исторической правды искажения создателями
фильма «Страсти…»: «У вас на бесчисленных
застольях и гулянках самогон белый,
как молоко, а он, если первач, как слеза
ребёнка… У вас человек упал с самого
купола церкви и даже рубаху не порвал».
Оставим сравнение самогона со слезой
невинного младенца на совести автора,
да будет и она так же чиста, и уточним.
Молочный цвет самогонки – традиция
советского кинематографа: во всех
фильмах, начиная с советских времён,
нехорошие белые и хорошие красные пьют
самогон мутно-молочного цвета. И никак
иначе. Таковому образу самогонки и
должна соответствовать та жидкость,
которую пьют киногерои, давайте им
посочувствуем. А вот о падении с «самого
купола церкви» разговор особый…
«При строительстве церкви в селе
Клинцовка, что недалеко от города
Николаевска (ныне Пугачёв), Василию
поручили поставить крест на куполе.
Церковь была почти готова, оставалось
лишь воздвигнуть крест, и Вася сам
вызвался поднять его наверх. Всё
проходило хорошо. Он благополучно
затащил его на самый купол, установил
и стал снимать крепления. И вдруг что-то
подтолкнуло простереть руки вверх и
один на один поговорить с Богом… Он
так и поступил. Родственники снизу
видели, как Василий вскинул руки и
что-то прокричал в небо. Они ничего не
успели понять, как тот вдруг сорвался
с купола и стал падать.
Отец стоял, словно в параличе. Ни
двинуться навстречу сыну, ни крикнуть
на помощь сил не было. Василий летел,
как в замедленном ритме. Словно парил.
Словно кто-то поддерживал его в полёте,
чтобы при приземлении он не разбился.
Ни одного перелома, ни одного ушиба, ни
одной царапины. Фантастика!»
Эти строчки – из книги правнучки
Чапаева Евгении Чапаевой «Мой неизвестный
Чапаев» Издательства Москва Корвет
2005, тираж 2 000, стр. 15. Сцена падения
Чапаева с купола церкви, как видим,
снята в точном соответствии с рассказом
правнучки героя. Странно, но факт: её
книгу не упоминают в своих статьях и
эссе их авторы. А книга эта ценнее книги
Д.Фурманова тем, что она основана на
документах. В книге «Мой неизвестный
Чапаев» письма, стенограммы разговоров
Чапаева, Троцкого, Ленина, приказы,
фрагменты дневников, протоколы… Даже
только одно описание того, как Чапаев
воздвигал крест, о многом говорит. Он
ведь ещё и иконописью занимался, а к
такому занятию допускались не все –
только очень верующие и только с
благословения. Так же и крест поднимать
на купол храма доверят не каждому, тем
более, что Василий сам вызвался выполнить
это богоугодное дело. В фильме есть
многозначительная сцена: в разрушенной
и осквернённой церкви Чапаев поднимает
с пола икону и уносит с собой, заступается
за священнника. Такое вполне могло
быть.
В книге правнучки Чапаева говориться
и об участии её прадеда в карательных
военных операциях по подавлению
восстаний крестьян против советской
власти. Приведён фрагмент приказа №8
от 22 июня 1919 года: «Приказываю всем
означенным лицам, кто сознательно
отстал от колчаковской армии и искренне
перешёл на сторону Советской власти,
в трёхдневный срок зарегистрироваться
в комендантском управлении, после чего
виновные в неисполнении настоящего
распоряжения будут расстреливаться,
а равно будут расстреливаться и те
хозяева, которые их укрывают».
Начальник гарнизона Чапаев, военком
Фурманов». Не хило: за неисполнение
приказа о регистрации будут расстреливаться
те, кто «искренне перешёл на сторону
Советской власти»… Это – тоже пример
исторической правды. И того, что Василий
Иванович Чапаев хоть в исполнении
Бабочкина, хоть Стрельникова, предстаёт
уже в несколько другом свете и измерении…
Но его вполне можно сравнить с
фельдмаршалом Суворовым: тот жестоко
подавлял восстания Пугачёва и поляков
против Российской империи, этот крестьян
против советской власти. В ту же компанию
ещё и Тухачевского достойно прибавить.
Как бы то ни было в деталях с обеих
сторон, но гражданская война,
спровоцированная большевиками,
уничтожала свой российский народ. В
этом не было и не могло быть никакой
доблести и геройства. Шла борьба за
выживание России со стороны белых и за
власть пришельцев, под маской борьбы
за «счастье всего человечества», со
стороны красных.
Станислав Афонский, член Союза журналистов России.
|