Суббота, 27.04.2024, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [12]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Нижегородский край
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Шашки вон! Пики в руку!

    Была когда-то такая команда в кавалерии перед атакой. Вспомнилась при чтении статьи Владимира Бушина «Наплевать и забыть?», опубликованной в №21 «Литературной газеты» в честь 90-летия выхода романа Фурманова «Чапаев».

    Статья у Бушина получилась не столько о самом романе, сколько о фильме «Страсти по Чапаеву». Досталось фильму и его авторам изрядно, разобрали по косточкам. Мне этот фильм тоже не очень-то, но и возражения уважаемого В.Бушина особого восторга не вызвали. Естественно сопоставляются два фильма о Чапаеве: Васильева «Чапаев» и Володарского «Страсти по Чапаеву». Первый – хорошо, второй – плохо, и эти два факта должны послужить уроком любому крохе, спросившему «что такое хорошо и что такое плохо». Вот с хорошего я и начну, «придираясь» так же, как и В.Бушин, с «шашкой наголо» и «пикой» в руке.

    Знаменитая сцена атаки белых в фильме «Чапаев» (Васильев эту сцену особенно любил и сам в ней участвовал в форме белого офицера): офицеры в чётком строю - красиво идут каппелевцы… В форме марковцев. Известно, что у белых сохранялись традиции царской армии – у каждого полка была своя особая форма. Ночной бой в Лбищенске. К дому, с чердака которого садит по белякам из пулемёта Чапаев, подъезжает броневик и палит из двух пулемётов по Чапаеву. Это – броневик советского производства 30-х годов. Таких у белых казаков, надо полагать, не имелось. Иллюстрация к статье В.Бушина – кадр из фильма «Чапаев»: артист Бабочкин стреляет из пулемёта «Максим», прищурив правый глаз… Чапаев был левшой?.. Нормальные стрелки прищуривают левый глаз, целясь. И потом: ночью, из пулемёта, очередями, по атакующим цепям – целясь левым глазом?.. В правый глаз атакующего?.. Или ему в переносицу?.. Абсурд. Кстати, у пулемёта «Максим» прицела даже и не имелось. Это кроме того, что командир дивизии автоматически должен бы был организовать очаги сопротивления, а не палить из пулемёта, как заурядный боец-красноармеец (куда Анка-пулемётчица подавалась). Эта сцена в обоих фильмах впечатляет… Художественный образ… Такой же, как и очень трогательный рассказ, от имени В.Бушина, о неком мальчике 34-го года, десять раз кряду смотревшем фильм «Чапаев», обливаясь слезами и не веря, что Василий Иванович утонул. Десять раз тот мальчик покупал билеты в кассе и вновь и вновь смотрел фильм: а вдруг на этот раз выплывет Чапаев?!.. И где же тот мальчик взял столько денег на билеты?.. Реальным детям их родители давали денежку только на один киносеанс…

    Перейдём к «Страстям по Чапаеву», и заодно и к самому комдиву Чапаеву – по образцу и подобию статьи В.Бушина. Вдруг оказалось: анекдоты о Василии Ивановиче и Петьке отправились разгуливать по России с благословения… Радзинского, Сванидзе, Познера, Млечина и других подрывателей основ государства… Но в 60-е годы прошлого века ни об одном из этих подрывателей основ и слыхом слыхать не было, а анекдоты о Чапаеве, его верном ординарце Петьке и доблестной Анке-пулемётчице потешали народ вовсю. При этом никто всерьёз оскорбительно о Чапаеве не отзывался – его продолжали любить и уважать, как героя. Анекдоты в то время рассказывали и о «любимом и дорогом» Ильиче Брежневе, но этого в народе не уважали, а о какой-то там любви и речи быть не могло.

    К анекдотам о Чапаеве Владимир Бушин запросто пристегнул и… лейтенанта Шмидта: «…От непомерной игривости Ильф и Петров пустили в шутейский оборот «детей лейтенанта Шмидта». Над кем потешались! Над памятью человека, который поднял восстание против деспотизма!» Ну, насчёт деспотизма это ещё вопрос, а вот «потешались»… Не над Шмидтом смеялись, а над простачками чинушами, развешивающими уши перед жуликами и над самими жуликами, использующими один из бендеровских способов «сравнительно честного отъёма денег». Писатели Ильф и Петров взяли сюжет о «детях лейтенанта Шмидта» из уголовной хроники. Так что если кто-то и издевался над пламенным Шмидтом, то как раз жулики, а не писатели. Как только их во «враги народа» не записали и в ГУЛАГ не запечатали. Заодно с теми, кто, как пишет В.Бушин: «…освобождение от фашизма представили оккупацией». С момента падения Берлина официально в документах так и писали: «Группа советских оккупационных войск в Германии». Так и значится в почётной грамоте моей матери, подписанной лично Чуйковым в Германии.

    Исполнявший роль Чапаева артист Стрельников заявил, пишет В.Бушин: «То, что мы рассказываем, очень близко к исторической правде» Вам лучше бы не трогать даже бытовую, житейскую правду». Далее в статье перечислены примеры сей исторической правды искажения создателями фильма «Страсти…»: «У вас на бесчисленных застольях и гулянках самогон белый, как молоко, а он, если первач, как слеза ребёнка… У вас человек упал с самого купола церкви и даже рубаху не порвал». Оставим сравнение самогона со слезой невинного младенца на совести автора, да будет и она так же чиста, и уточним. Молочный цвет самогонки – традиция советского кинематографа: во всех фильмах, начиная с советских времён, нехорошие белые и хорошие красные пьют самогон мутно-молочного цвета. И никак иначе. Таковому образу самогонки и должна соответствовать та жидкость, которую пьют киногерои, давайте им посочувствуем. А вот о падении с «самого купола церкви» разговор особый…

    «При строительстве церкви в селе Клинцовка, что недалеко от города Николаевска (ныне Пугачёв), Василию поручили поставить крест на куполе. Церковь была почти готова, оставалось лишь воздвигнуть крест, и Вася сам вызвался поднять его наверх. Всё проходило хорошо. Он благополучно затащил его на самый купол, установил и стал снимать крепления. И вдруг что-то подтолкнуло простереть руки вверх и один на один поговорить с Богом… Он так и поступил. Родственники снизу видели, как Василий вскинул руки и что-то прокричал в небо. Они ничего не успели понять, как тот вдруг сорвался с купола и стал падать.

    Отец стоял, словно в параличе. Ни двинуться навстречу сыну, ни крикнуть на помощь сил не было. Василий летел, как в замедленном ритме. Словно парил. Словно кто-то поддерживал его в полёте, чтобы при приземлении он не разбился. Ни одного перелома, ни одного ушиба, ни одной царапины. Фантастика!»

    Эти строчки – из книги правнучки Чапаева Евгении Чапаевой «Мой неизвестный Чапаев» Издательства Москва Корвет 2005, тираж 2 000, стр. 15. Сцена падения Чапаева с купола церкви, как видим, снята в точном соответствии с рассказом правнучки героя. Странно, но факт: её книгу не упоминают в своих статьях и эссе их авторы. А книга эта ценнее книги Д.Фурманова тем, что она основана на документах. В книге «Мой неизвестный Чапаев» письма, стенограммы разговоров Чапаева, Троцкого, Ленина, приказы, фрагменты дневников, протоколы… Даже только одно описание того, как Чапаев воздвигал крест, о многом говорит. Он ведь ещё и иконописью занимался, а к такому занятию допускались не все – только очень верующие и только с благословения. Так же и крест поднимать на купол храма доверят не каждому, тем более, что Василий сам вызвался выполнить это богоугодное дело. В фильме есть многозначительная сцена: в разрушенной и осквернённой церкви Чапаев поднимает с пола икону и уносит с собой, заступается за священнника. Такое вполне могло быть.

    В книге правнучки Чапаева говориться и об участии её прадеда в карательных военных операциях по подавлению восстаний крестьян против советской власти. Приведён фрагмент приказа №8 от 22 июня 1919 года: «Приказываю всем означенным лицам, кто сознательно отстал от колчаковской армии и искренне перешёл на сторону Советской власти, в трёхдневный срок зарегистрироваться в комендантском управлении, после чего виновные в неисполнении настоящего распоряжения будут расстреливаться, а равно будут расстреливаться и те хозяева, которые их укрывают». Начальник гарнизона Чапаев, военком Фурманов». Не хило: за неисполнение приказа о регистрации будут расстреливаться те, кто «искренне перешёл на сторону Советской власти»… Это – тоже пример исторической правды. И того, что Василий Иванович Чапаев хоть в исполнении Бабочкина, хоть Стрельникова, предстаёт уже в несколько другом свете и измерении… Но его вполне можно сравнить с фельдмаршалом Суворовым: тот жестоко подавлял восстания Пугачёва и поляков против Российской империи, этот крестьян против советской власти. В ту же компанию ещё и Тухачевского достойно прибавить.

    Как бы то ни было в деталях с обеих сторон, но гражданская война, спровоцированная большевиками, уничтожала свой российский народ. В этом не было и не могло быть никакой доблести и геройства. Шла борьба за выживание России со стороны белых и за власть пришельцев, под маской борьбы за «счастье всего человечества», со стороны красных.

    Станислав Афонский, член Союза журналистов России.



    Категория: Мои статьи | Добавил: Push (29.05.2013)
    Просмотров: 743 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024